Недавно я скачал сыну очередную порцию мультфильмов "Смешарики". Просмотр мультфильма "Черно-белое кино" натолкнул меня на мысль о черно-белой фотографии. А точнее о черно-белой фотографии в жанре "уличная фотография" ("Street photography" - жанр документальной фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и т.п.). Просматривая разделы фото-сайтов, посвященные этому жанру, в глаза бросается то, что значительное большинство публикуемых в них работ черно-белые.
Мне кажется, что причина подобного засилья черно-белых фотографий в современном стрит-фото - это дань моде установленной основоположниками жанра. В википедии сказано "Множество классических работ в этом жанре было создано в период приблизительно с 1890 по 1975, совпавшим с появлением и распространением небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер". В те времена, все снимали на черно-белую пленку и черно-белые фотографии - это была реальность жизни. Но прогресс не стоит на месте. Теперь реальность жизни такова, что большинство людей снимает в цвете! На что именно они снимают: на компакт, зеркалку или на пленку - это не важно, важно, что снимают они в цвете! Снимают в цвете, а потом для публикации в разделах стрит-фото удаляют цвет из фотографии.
В википедии о стрит-фото написано "в нём обычно используется черно-белая фотография". На форумах, где люди публикуют и обсуждают уличные фотографии, можно часто столкнуться с категоричными заявлениями людей (уважаемых старожилов форума, авторитетных фотографов и тех, кто думает, что разбирается в фотографии): "черно-белый вариант был бы лучше". Вот они черно-белые рамки, в которые загоняются те, кто только начал заниматься стрит-фото! Т.е. мнение, выраженное кем-то когда-то давно о том, что уличная фотография должна быть черно-белой, заставляет людей удалять цвет, что бы соответствовать каким-то сложившимся традициям или стандартам.
Многие старые черно-белые стрит-фото вызывают восторг, но какой смысл косить под них? Недавно слушал интервью, понравилась фраза "Любой стиль - это рамки, так зачем себя в них загонять?". Так зачем, снимая стрит, загонять себя в рамки, установленные основоположниками жанра? Цвет - это неотъемлемая часть улицы (как и всей нашей жизни), инструментарий позволяет работать в цвете, так зачем в стрит-фото, оглядываясь на классиков жанра, зацикливаться на черно-белой фотографии?
Фотографии с удаленным цветом и назвать "черно-белыми" нельзя. Думаю, что правильнее сказать про них "не цветные" или "бесцветные". Вот фраза с одного из форумов: "черно-белой фотографией исстари считается фотография, которая сделана по черно-белой технологии. Она черно-белая не потому, что в ней нет миллионов окрашенных зерен красителей или пикселей, а потому, что физически она другая и потому визуально производит другое впечатление". Вот этого многие не понимают. Они не понимают, что удаление цвета не сделает любую фотографию лучше (это свойственно лишь единицам), не сделает её шедевром стрит-фото. Тупое нажатие Ctrl+Shift+Alt+B в фотошопе (или каким то другим способом удаленный цвет) не поставят полученное неконтрастное серое фото на один уровень с черно-белыми работами общепризнанных классиков.
Некоторые могут сказать: "Обесцвечивание фотографии - это авторское видение". И частично будут правы - против авторского видения не пойдёшь. Но я неоднократно встречал фотографии, которые в разделе стрит-фото опубликованы в бесцветном варианте, а в других разделах или сайтах - в цвете. Это наталкивает на мысль, что автор видит фотографию в цвете, но, отдавая дань традициям жанра, публикует ее в разделе стрит-фото, кастрировав цвет.
Я никогда не был противником черно-белых фотографий. Мое детство прошло в черно-белом фото (мой отец в молодые годы увлекался фотографией, и я тоже снимал и печатал черно-белые снимки). Если фотография интересная, то не важно цветная она или черно-белая, снята на зеркалку или на телефон... Я противник всяких рамок (не только черно-белых), в которые пытаются загнать стрит-фото. Я против мнения о стрит-фото, как о черно-белой фотографии, которое порождает в стрит-фото чернобелизм - засилие черно-белых суррогатов цветного оригинала.
Мне кажется, что причина подобного засилья черно-белых фотографий в современном стрит-фото - это дань моде установленной основоположниками жанра. В википедии сказано "Множество классических работ в этом жанре было создано в период приблизительно с 1890 по 1975, совпавшим с появлением и распространением небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер". В те времена, все снимали на черно-белую пленку и черно-белые фотографии - это была реальность жизни. Но прогресс не стоит на месте. Теперь реальность жизни такова, что большинство людей снимает в цвете! На что именно они снимают: на компакт, зеркалку или на пленку - это не важно, важно, что снимают они в цвете! Снимают в цвете, а потом для публикации в разделах стрит-фото удаляют цвет из фотографии.
В википедии о стрит-фото написано "в нём обычно используется черно-белая фотография". На форумах, где люди публикуют и обсуждают уличные фотографии, можно часто столкнуться с категоричными заявлениями людей (уважаемых старожилов форума, авторитетных фотографов и тех, кто думает, что разбирается в фотографии): "черно-белый вариант был бы лучше". Вот они черно-белые рамки, в которые загоняются те, кто только начал заниматься стрит-фото! Т.е. мнение, выраженное кем-то когда-то давно о том, что уличная фотография должна быть черно-белой, заставляет людей удалять цвет, что бы соответствовать каким-то сложившимся традициям или стандартам.
Многие старые черно-белые стрит-фото вызывают восторг, но какой смысл косить под них? Недавно слушал интервью, понравилась фраза "Любой стиль - это рамки, так зачем себя в них загонять?". Так зачем, снимая стрит, загонять себя в рамки, установленные основоположниками жанра? Цвет - это неотъемлемая часть улицы (как и всей нашей жизни), инструментарий позволяет работать в цвете, так зачем в стрит-фото, оглядываясь на классиков жанра, зацикливаться на черно-белой фотографии?
Фотографии с удаленным цветом и назвать "черно-белыми" нельзя. Думаю, что правильнее сказать про них "не цветные" или "бесцветные". Вот фраза с одного из форумов: "черно-белой фотографией исстари считается фотография, которая сделана по черно-белой технологии. Она черно-белая не потому, что в ней нет миллионов окрашенных зерен красителей или пикселей, а потому, что физически она другая и потому визуально производит другое впечатление". Вот этого многие не понимают. Они не понимают, что удаление цвета не сделает любую фотографию лучше (это свойственно лишь единицам), не сделает её шедевром стрит-фото. Тупое нажатие Ctrl+Shift+Alt+B в фотошопе (или каким то другим способом удаленный цвет) не поставят полученное неконтрастное серое фото на один уровень с черно-белыми работами общепризнанных классиков.
Некоторые могут сказать: "Обесцвечивание фотографии - это авторское видение". И частично будут правы - против авторского видения не пойдёшь. Но я неоднократно встречал фотографии, которые в разделе стрит-фото опубликованы в бесцветном варианте, а в других разделах или сайтах - в цвете. Это наталкивает на мысль, что автор видит фотографию в цвете, но, отдавая дань традициям жанра, публикует ее в разделе стрит-фото, кастрировав цвет.
Я никогда не был противником черно-белых фотографий. Мое детство прошло в черно-белом фото (мой отец в молодые годы увлекался фотографией, и я тоже снимал и печатал черно-белые снимки). Если фотография интересная, то не важно цветная она или черно-белая, снята на зеркалку или на телефон... Я противник всяких рамок (не только черно-белых), в которые пытаются загнать стрит-фото. Я против мнения о стрит-фото, как о черно-белой фотографии, которое порождает в стрит-фото чернобелизм - засилие черно-белых суррогатов цветного оригинала.
1 комментарий:
Внезапно для меня... честно сказать, не догадывался сходить на википедию, и почитать про столь любимый жанр фотографии =)
Почему у меня ЧБ? Да меня прет, проявлять, сушить, резать и сканировать. Почему не делаю в цвете, лень таскать пленки в лабораторию, а дома проявлять слишком сложно.
А еще я наверно не умею снимать в цвете.
Отправить комментарий